Дополнительное оборудование для Интернета вещей в логистике: обзор датчиков и считывателей
В предыдущих статьях мы рассмотрели принцип работы IoT в логистике и сделали обзор популярных ГЛОНАСС трекеров. Подключаемые к терминалам датчики расширяют область применения ГЛОНАСС мониторинга. Дополнительное оборудование позволяет отслеживать уровень топлива в баках, температуру груза, открытие и закрытие двери, поднятие стрелы краном и многие другие параметры.
В каких случаях обоснованно использование дополнительных датчиков в ГЛОНАСС мониторинге? Ответим на основе нашего опыта в 300 проектах по автоматизации транспортной логистики. Бюджетные трекеры с базовым функционалом обычно поддерживают 1 датчик, и какой именно подключить – зависит от задач мониторинга. Например, это может быть датчик уровня топлива (ДУТ) для контроля расхода топлива или датчик температуры для соблюдения условий перевозки груза. При комплексном мониторинге с отслеживанием многих параметров обычно используют профессиональные трекеры. Большинство данных можно получать через считывание данных с CAN-шины транспорта, однако для решения особых задач и контроля спецтехники нужно специальное оборудование.
После установки и настройки датчика подсчёт топлива отображается в программе. Отчёты показывают начальный объём топлива, заправки, сливы и период, в который были зафиксированы эти данные.
В чём основная разница в датчиках топлива? Исторически так сложилось, что используются проводные датчики, которыми прокладывается трасса, и данные с датчиков по проводам передаются в трекер. Эта схема работает достаточно хорошо, но у любого решения бывают свои минусы. Трасса прокладывается от трекера до топливного бака, а на грузовых автомобилях будет проходить в любом случае будет по внешней стороне, поэтому через какое-то время обычно возникают проблемы, связанные с наличием соли. Она попадает на датчик с дорожных покрытий и разъедает контакты. Несмотря на то, что современные производители снабжают уплотнениями и герметизируют эти соединения, проблема сохраняется.
Сейчас многие компании стали выпускать беспроводные датчики с передачей данных по Bluetooth. Они проще в установке, так как не требуют прокладки трассы, и намного легче в обслуживании, потому что нет проводов и гнить нечему. Минус в том, что для их работы требуется источник питания, который находится внутри этого датчика. Он имеет ограниченный срок службы, как правило около 5 лет. Кто-то из производителей допускает возможность его замены, кто-то нет. Скорее всего, после истечения срока службы источника питания датчик потребует замены.
Решение для контроля температурного режима при транспортировке скоропортящихся продуктов. Используется для отслеживания работы холодильной установки, и позволяет вовремя реагировать на нарушения температурных режимов.
Обратите внимание, что для перевозки медпрепаратов и других товаров, связанных с медициной, требуется сертифицированные датчики с точностью измерения 0,5°С, с соответствующим сертификатом, и с возможностью подтверждения в соответствии с правилами регистрации их в Палате.
Если требуется контроль температуры при перевозке продуктов, есть датчики с не меньшей точностью, но без соответствующих сертификатов. При выборе оборудования нужно чётко понимать, для каких целей оно будет использоваться. Необходимо ли подтверждение, сертификат, нужна ли возможность распечатывания данных о перевозке непосредственно на месте сдачи продукции, или же достаточно иметь информацию в своей диспетчерской системе, и при необходимости этот отчёт получить, вывести и подтвердить для вашего заказчика.
Датчик дискретного входа используется для контроля открытия двери (при подключении к дверному геркону), контроля положения механизмов (при подключении к концевому выключателю).
Используется в проектах для сельского хозяйства. К примеру, к трактору может быть прицеплено обрабатывающее оборудование, и важно зафиксировать, что сегодня он работает с сеялкой, поливалкой, бороной или чем-то ещё. При наличии таких датчиков тип и наличие оборудования фиксируется в автоматическом режиме. Данные поступают в диспетчерскую в 1С, и на их основе строятся отчёты по выработке, площади обработанных полей тем или иным инструментом.
Это пример применения, реально может быть и другой функционал, который будет определяться задачами заказчиков. Если есть какие-то задачи, которые стандартными средствами не решаются, всегда можно посмотреть, какой из универсальных датчиков подойдет для ваших задач, и применить это решение для использования в системе автоматизации.
Для устройств дальнего действия бывают задачи контроля нахождения транспортного средства в погрузке у пандуса. В этом случае можно установить метку на борт автомобиля, и закрепить датчик на пандусе. Тем самым можно проконтролировать, как работают техника и сотрудники на погрузке, сколько времени занимает этот процесс.
Датчик приближения предназначен для контроля работы дополнительного оборудования и исполнительных механизмов транспортных средств. Детектирует наличие металла в рабочей зоне. Одно и то же устройство можно применить для совсем разных решений.
Датчик угла наклона может применяться для подсчёта контейнеров, собранных мусороуборочной машиной, количества подъёмов ковша экскаватора, стрелы подъёмного крана, отвала снегоуборочной машины.
В нашей практике их используем не так часто, и на это есть свои причины: уличное расположение датчиков, вандализм пользователей транспорта. Датчики существуют, есть опыт их установки и применения их данных в отчётных формах.
Существуют и более экзотические датчики, например, на генераторных установках сила тока. Они относятся к частным задачам. Вопрос в том, как воспользоваться данными с датчиков. В программном обеспечении «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС» есть такой документ, как «Параметры выработки транспортного средства и водителя». В нём может быть установлен параметр с любого датчика, данные с которого поступают, и задан алгоритм как будут фиксироваться именно эти данные. В отчётных формах вы будете получать уже обработанные значения. Например, время работы крана, или сколько раз он опускал/поднимал груз, выдвигал ли он стрелу. Целый набор данных, по которым можно действительно фиксировать реальную выработку того или иного механизма.
IoT в логистической отрасли применяется в направлениях:
В каких случаях обоснованно использование дополнительных датчиков в ГЛОНАСС мониторинге? Ответим на основе нашего опыта в 300 проектах по автоматизации транспортной логистики. Бюджетные трекеры с базовым функционалом обычно поддерживают 1 датчик, и какой именно подключить – зависит от задач мониторинга. Например, это может быть датчик уровня топлива (ДУТ) для контроля расхода топлива или датчик температуры для соблюдения условий перевозки груза. При комплексном мониторинге с отслеживанием многих параметров обычно используют профессиональные трекеры. Большинство данных можно получать через считывание данных с CAN-шины транспорта, однако для решения особых задач и контроля спецтехники нужно специальное оборудование.
1. Датчики уровня топлива (ДУТ)
Самые распространённые и востребованные датчики. Могут быть проводные и беспроводные, погружные, прямого и обратного потока. Цифровые ДУТы с поддержкой Bluetooth позволяют контролировать расход топлива с высокой точностью. Обнаруживают сливы и вычисляют расход топлива с погрешностью менее 1%.После установки и настройки датчика подсчёт топлива отображается в программе. Отчёты показывают начальный объём топлива, заправки, сливы и период, в который были зафиксированы эти данные.
В чём основная разница в датчиках топлива? Исторически так сложилось, что используются проводные датчики, которыми прокладывается трасса, и данные с датчиков по проводам передаются в трекер. Эта схема работает достаточно хорошо, но у любого решения бывают свои минусы. Трасса прокладывается от трекера до топливного бака, а на грузовых автомобилях будет проходить в любом случае будет по внешней стороне, поэтому через какое-то время обычно возникают проблемы, связанные с наличием соли. Она попадает на датчик с дорожных покрытий и разъедает контакты. Несмотря на то, что современные производители снабжают уплотнениями и герметизируют эти соединения, проблема сохраняется.
Сейчас многие компании стали выпускать беспроводные датчики с передачей данных по Bluetooth. Они проще в установке, так как не требуют прокладки трассы, и намного легче в обслуживании, потому что нет проводов и гнить нечему. Минус в том, что для их работы требуется источник питания, который находится внутри этого датчика. Он имеет ограниченный срок службы, как правило около 5 лет. Кто-то из производителей допускает возможность его замены, кто-то нет. Скорее всего, после истечения срока службы источника питания датчик потребует замены.
2. Датчики температуры
Используются при доставке замороженных и свежих продуктов питания, медицинских препаратов и других грузов, чувствительных к температуре окружающей среды. Есть простые датчики за 1000-2000 рублей, есть более сложные решения.Датчик iQFreeze
Решение для контроля температурного режима при транспортировке скоропортящихся продуктов. Используется для отслеживания работы холодильной установки, и позволяет вовремя реагировать на нарушения температурных режимов.
Термоиндикатор ТИ-2
Термоиндикатор предназначен для контроля температуры при транспортировке медицинской продукции. Оснащён выносным датчиком для контроля без нарушения герметичности груза. Имеет 2 температурно-временных пороговых значения.Обратите внимание, что для перевозки медпрепаратов и других товаров, связанных с медициной, требуется сертифицированные датчики с точностью измерения 0,5°С, с соответствующим сертификатом, и с возможностью подтверждения в соответствии с правилами регистрации их в Палате.
Если требуется контроль температуры при перевозке продуктов, есть датчики с не меньшей точностью, но без соответствующих сертификатов. При выборе оборудования нужно чётко понимать, для каких целей оно будет использоваться. Необходимо ли подтверждение, сертификат, нужна ли возможность распечатывания данных о перевозке непосредственно на месте сдачи продукции, или же достаточно иметь информацию в своей диспетчерской системе, и при необходимости этот отчёт получить, вывести и подтвердить для вашего заказчика.
3. Универсальные датчики
У датчиков уровня топлива и температуры одна конкретная функция. Универсальные датчики могут использоваться для решения различных задач. Мы рассказываем о них, потому что в наших проектах часто бывают вопросы от заказчиков, что ещё они хотят контролировать помимо местоположения самой техники.Датчик открытия двери
Датчик дискретного входа используется для контроля открытия двери (при подключении к дверному геркону), контроля положения механизмов (при подключении к концевому выключателю).
«Escort Net» - дистанционный беспроводной контроль техники и оборудования
Комплекс оборудования «Escort Net» предназначен для систем автоматизированного учёта, опознавания по методике «свой-чужой», контроля техники, механизмов, материалов и оборудования. Состоит из устройства передачи идентификационного номера (Метка) и устройства приёма данных (Считыватель).Используется в проектах для сельского хозяйства. К примеру, к трактору может быть прицеплено обрабатывающее оборудование, и важно зафиксировать, что сегодня он работает с сеялкой, поливалкой, бороной или чем-то ещё. При наличии таких датчиков тип и наличие оборудования фиксируется в автоматическом режиме. Данные поступают в диспетчерскую в 1С, и на их основе строятся отчёты по выработке, площади обработанных полей тем или иным инструментом.
Это пример применения, реально может быть и другой функционал, который будет определяться задачами заказчиков. Если есть какие-то задачи, которые стандартными средствами не решаются, всегда можно посмотреть, какой из универсальных датчиков подойдет для ваших задач, и применить это решение для использования в системе автоматизации.
Устройство идентификации UHF RFID Reader
Используется для беспроводной идентификации объектов с помощью радиометок. Работает на расстоянии от 1-3 метров до 6-8 метров в зависимости от модели. Устройство UHF RFID Reader применяется для отслеживания наличия и фиксации конкретного владельца.Для устройств дальнего действия бывают задачи контроля нахождения транспортного средства в погрузке у пандуса. В этом случае можно установить метку на борт автомобиля, и закрепить датчик на пандусе. Тем самым можно проконтролировать, как работают техника и сотрудники на погрузке, сколько времени занимает этот процесс.
Бесконтактный датчик приближения (УДП)
Датчик приближения предназначен для контроля работы дополнительного оборудования и исполнительных механизмов транспортных средств. Детектирует наличие металла в рабочей зоне. Одно и то же устройство можно применить для совсем разных решений.
4. «Экзотические» датчики
К данному типу относятся датчики угла наклона, силы тока, оборота, положения механизмов. Используются для отслеживания подвижных элементов специальной техники, к котором относятся вращение миксера с бетоном, работа ковша экскаватора, положение плуга/отвала и другие.Датчик угла наклона может применяться для подсчёта контейнеров, собранных мусороуборочной машиной, количества подъёмов ковша экскаватора, стрелы подъёмного крана, отвала снегоуборочной машины.
В нашей практике их используем не так часто, и на это есть свои причины: уличное расположение датчиков, вандализм пользователей транспорта. Датчики существуют, есть опыт их установки и применения их данных в отчётных формах.
Существуют и более экзотические датчики, например, на генераторных установках сила тока. Они относятся к частным задачам. Вопрос в том, как воспользоваться данными с датчиков. В программном обеспечении «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС» есть такой документ, как «Параметры выработки транспортного средства и водителя». В нём может быть установлен параметр с любого датчика, данные с которого поступают, и задан алгоритм как будут фиксироваться именно эти данные. В отчётных формах вы будете получать уже обработанные значения. Например, время работы крана, или сколько раз он опускал/поднимал груз, выдвигал ли он стрелу. Целый набор данных, по которым можно действительно фиксировать реальную выработку того или иного механизма.
Заключение
Исходные данные мониторинга с датчиков поступают в ГЛОНАСС трекеры, с трекеров передаются в программное обеспечение (рабочее место диспетчера), и на их основе создаётся визуализация движения транспорта на карте, фиксируется план-факт перевозок и работы техники, строятся графики и отчёты, формируются документы (ведомость движения топлива, учёт выработки водителя и техники, заполняется электронный путевой лист). Эта система называется «Интернет вещей в логистике» и сейчас активно развивается.IoT в логистической отрасли применяется в направлениях:
- отслеживание транспорта
- управление автопарком
- контроль доступа к технике
- оптимизация планирования маршрутов
- контроль выдачи и сокращение расхода топлива
- обнаружение неисправностей
- контроль передвижений на территории производств
- повышение безопасности вождения
- управление запасами и прогнозирование поставок
- отслеживание отгрузки
- повышение производительности работы спецтехники
Если вам требуется консультация о возможностях цифровизации логистических процессов,
как можно использовать систему ГЛОНАСС спутникового мониторинга без абонентской платы
и систем комплексного управления автопарком от фирмы «АЙТОБ», обращайтесь:
тел.: +7 (495) 419-0842
e-mail: sale@itob.ru
1011
Подписка на рассылку
Узнавайте о событиях АЙТОБ первыми!
Присоединяйтесь к сообществу
Консультация
специалиста
специалиста
Консультация специалиста