Как выбрать систему спутникового мониторинга транспорта?
Последние несколько лет активно развиваются различные спутниковые системы мониторинга транспорта, которые позволяют эффективно (и не очень;)) контролировать подвижные объекты, в частности, грузовые автомобили, легковые автомобили, спецтехнику, корабли и т.д. В общем, все, что может передвигаться.
В связи с достаточно бурным развитием систем и компаний, которые предоставляют услуги мониторинга, а в данный момент их насчитывается более 100, часто предприятие оказывается в затруднительном положении при выборе системы. А мы понимаем, что выбор системы – это не только выбор программы и оборудования, а также это:
- информационная и техническая поддержка;
- обслуживание аппаратной части (сервер, трекеры);
- доработка программного обеспечения.
В данной статье я раскрою наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при выборе подрядчика и системы, чтобы в дальнейшем Вы могли сделать правильный выбор и достигнуть поставленных целей.
Прежде всего, нужно понять, как устроены системы мониторинга и основные принципы их работы. Итак, системы спутникового мониторинга автотранспорта – это аппаратно-программный комплекс, который состоит из 3-х основных компонентов:
Оборудование, которое ставится непосредственно на контролируемый объект (аппаратная часть). Оборудование бывает разной ценовой категории, и выбор зависит от поставленных целей и задач. Основное устройство, которое ставится во всех случаях, – трекер.
Сервер сбора данных. Программно-аппаратная часть, на которую поступает информация от трекеров. Информация на сервере обрабатывается, хранится необходимое кол-во времени и передается в ПО диспетчеру.
Диспетчерское ПО – программное обеспечение, которое ставится непосредственно на компьютер диспетчера, и он видит всю необходимую информацию об автомобилях.
В результате, если все три компонента соединить, получаем следующее: трекер передает информацию об автомобилях на сервер, там эта информация обрабатывается и затем передается в программное обеспечение, которым пользуется диспетчер и видит всю информацию об автомобилях.
Итак, поскольку мы уже знаем, как подобные системы работают и из чего состоят, то теперь самое время рассказать, зачем именно подобные программы внедряют и какие подводные камни могут ожидать компании.
Компания хочет знать, где находятся автомобили в каждый момент времени.
С этой задачей справляются почти все системы: машины показываются на компьютере, клиент видит всю информацию на мониторе. Как правило, если это единственная задача, то основной показатель при выборе системы – это цена, и, соответственно, чем цена ниже, тем лучше. Но и тут могут быть нюансы: часто, чтобы снизить стоимость трафика, фирмы передают данные по автомобилям не каждые 3 минуты, как рекомендуют наши специалисты, а, допустим, только 3 раза в день. Также при выезде за границу может просто пропадать связь и машина не будет видна на мониторе;
Контроль маршрута ТС
Компания хочет контролировать местонахождение автомобилей, уровень топлива в баках (заправки\сливы).
Здесь тоже задача достаточно тривиальная, но важно учесть один момент: многие фирмы ставят оборудование, которое имеет закрытый протокол передачи данных и работает только с их программным обеспечением. Таким образом, клиент попадает в ловушку компании, так как, чтобы перейти теперь в другую компанию, необходимо будет поменять все оборудование, установленное на ТС, а это немалые вложения;
Контроль топлива ТС
Помимо уже изложенных задач компания хочет иметь отчетную информацию для стратегического управления и оценки эффективности работы транспорта.
В этом случае оптимальным вариантом для компании будет использование программного обеспечения с открытым кодом и возможностью самостоятельно формировать отчеты, чтобы приводить их именно к тому виду, который соответствует поставленной задаче;
Отчет по движению ТС
Четвертая группа клиентов – это компании, которые уже наигрались в мониторинг с простыми системами, и теперь перед ними стоят не только задачи, связанные с контролем топлива и местоположения, но и:
контроль опозданий и движению по маршруту;
оценка выполнения маршрута;
оценка эффективности работы транспорта и персонала;
контроль аккуратности вождения;
контроль работы исполнительных механизмов для спецтехники;
прием и передача данных в другие информационные системы компании;
формирование маршрутных и путевых листов;
создание отчетов для стратегического управления;
другое.
Заполнение путевого листа
В целом, видно, что клиенты 4-ой группы сталкиваются с наибольшим количеством проблем, так как, чтобы выбрать систему, она должна соответствовать ряду требований, которые бы позволили решить все поставленные задачи и предоставить инструмент для дальнейшего развития.
Наиболее важные характеристики систем, которые нужно учитывать при выборе:
- Программа должна работать с большим количеством устройств, это позволит вам сохранить ранее установленное оборудование и снизить размер вложений. Фирма, которая предлагает систему, должна иметь партнерскую сеть или филиалы, это позволит клиенту не попасть в заложники от одной компании и даст возможность выбирать, с кем сотрудничать в случае прекращения работы с ранее выбранной фирмой;
- Программа должна иметь открытый код, что позволит дорабатывать ПО собственными силами и в дальнейшем развивать систему под новые нужды;
- Также должна быть возможность использования своего сервера сбора данных, что позволит также получить большую независимость.
Как я сказал ранее, система мониторинга - не только программное обеспечение и оборудование, но и люди, которые будут с вами работать и помогать решать проблемы. Поэтому при выборе подрядчика нужно обращать внимание и на компанию, и на программный продукт. Такой подход позволит Вам максимально эффективно вложить денежные средства и получить именно то, что вы хотите.
Дмитрий Баранов
1238
Подписка на рассылку
Узнавайте о событиях АЙТОБ первыми!
Присоединяйтесь к сообществу
Консультация
специалиста
специалиста
Консультация специалиста