Дополнительное оборудование для Интернета вещей в логистике: обзор датчиков и считывателей

В предыдущих статьях мы рассмотрели принцип работы IoT в логистике и сделали обзор популярных ГЛОНАСС трекеров. Подключаемые к терминалам датчики расширяют область применения ГЛОНАСС мониторинга. Дополнительное оборудование позволяет отслеживать уровень топлива в баках, температуру груза, открытие и закрытие двери, поднятие стрелы краном и многие другие параметры.
В каких случаях обоснованно использование дополнительных датчиков в ГЛОНАСС мониторинге? Ответим на основе нашего опыта в 300 проектах по автоматизации транспортной логистики. Бюджетные трекеры с базовым функционалом обычно поддерживают 1 датчик, и какой именно подключить – зависит от задач мониторинга. Например, это может быть датчик уровня топлива (ДУТ) для контроля расхода топлива или датчик температуры для соблюдения условий перевозки груза. При комплексном мониторинге с отслеживанием многих параметров обычно используют профессиональные трекеры. Большинство данных можно получать через считывание данных с CAN-шины транспорта, однако для решения особых задач и контроля спецтехники нужно специальное оборудование.
Самые распространённые и востребованные датчики. Могут быть проводные и беспроводные, погружные, прямого и обратного потока. Цифровые ДУТы с поддержкой Bluetooth позволяют контролировать расход топлива с высокой точностью. Обнаруживают сливы и вычисляют расход топлива с погрешностью менее 1%.
После установки и настройки датчика подсчёт топлива отображается в программе. Отчёты показывают начальный объём топлива, заправки, сливы и период, в который были зафиксированы эти данные.
В чём основная разница в датчиках топлива? Исторически так сложилось, что используются проводные датчики, которыми прокладывается трасса, и данные с датчиков по проводам передаются в трекер. Эта схема работает достаточно хорошо, но у любого решения бывают свои минусы. Трасса прокладывается от трекера до топливного бака, а на грузовых автомобилях будет проходить в любом случае будет по внешней стороне, поэтому через какое-то время обычно возникают проблемы, связанные с наличием соли. Она попадает на датчик с дорожных покрытий и разъедает контакты. Несмотря на то, что современные производители снабжают уплотнениями и герметизируют эти соединения, проблема сохраняется.
Сейчас многие компании стали выпускать беспроводные датчики с передачей данных по Bluetooth. Они проще в установке, так как не требуют прокладки трассы, и намного легче в обслуживании, потому что нет проводов и гнить нечему. Минус в том, что для их работы требуется источник питания, который находится внутри этого датчика. Он имеет ограниченный срок службы, как правило около 5 лет. Кто-то из производителей допускает возможность его замены, кто-то нет. Скорее всего, после истечения срока службы источника питания датчик потребует замены.


Решение для контроля температурного режима при транспортировке скоропортящихся продуктов. Используется для отслеживания работы холодильной установки, и позволяет вовремя реагировать на нарушения температурных режимов.
Термоиндикатор предназначен для контроля температуры при транспортировке медицинской продукции. Оснащён выносным датчиком для контроля без нарушения герметичности груза. Имеет 2 температурно-временных пороговых значения.
Обратите внимание, что для перевозки медпрепаратов и других товаров, связанных с медициной, требуется сертифицированные датчики с точностью измерения 0,5°С, с соответствующим сертификатом, и с возможностью подтверждения в соответствии с правилами регистрации их в Палате.
Если требуется контроль температуры при перевозке продуктов, есть датчики с не меньшей точностью, но без соответствующих сертификатов. При выборе оборудования нужно чётко понимать, для каких целей оно будет использоваться. Необходимо ли подтверждение, сертификат, нужна ли возможность распечатывания данных о перевозке непосредственно на месте сдачи продукции, или же достаточно иметь информацию в своей диспетчерской системе, и при необходимости этот отчёт получить, вывести и подтвердить для вашего заказчика.

Датчик дискретного входа используется для контроля открытия двери (при подключении к дверному геркону), контроля положения механизмов (при подключении к концевому выключателю).
Комплекс оборудования «Escort Net» предназначен для систем автоматизированного учёта, опознавания по методике «свой-чужой», контроля техники, механизмов, материалов и оборудования. Состоит из устройства передачи идентификационного номера (Метка) и устройства приёма данных (Считыватель).
Используется в проектах для сельского хозяйства. К примеру, к трактору может быть прицеплено обрабатывающее оборудование, и важно зафиксировать, что сегодня он работает с сеялкой, поливалкой, бороной или чем-то ещё. При наличии таких датчиков тип и наличие оборудования фиксируется в автоматическом режиме. Данные поступают в диспетчерскую в 1С, и на их основе строятся отчёты по выработке, площади обработанных полей тем или иным инструментом.
Это пример применения, реально может быть и другой функционал, который будет определяться задачами заказчиков. Если есть какие-то задачи, которые стандартными средствами не решаются, всегда можно посмотреть, какой из универсальных датчиков подойдет для ваших задач, и применить это решение для использования в системе автоматизации.

Используется для беспроводной идентификации объектов с помощью радиометок. Работает на расстоянии от 1-3 метров до 6-8 метров в зависимости от модели. Устройство UHF RFID Reader применяется для отслеживания наличия и фиксации конкретного владельца.
Для устройств дальнего действия бывают задачи контроля нахождения транспортного средства в погрузке у пандуса. В этом случае можно установить метку на борт автомобиля, и закрепить датчик на пандусе. Тем самым можно проконтролировать, как работают техника и сотрудники на погрузке, сколько времени занимает этот процесс.
Датчик приближения предназначен для контроля работы дополнительного оборудования и исполнительных механизмов транспортных средств. Детектирует наличие металла в рабочей зоне. Одно и то же устройство можно применить для совсем разных решений.
К данному типу относятся датчики угла наклона, силы тока, оборота, положения механизмов. Используются для отслеживания подвижных элементов специальной техники, к котором относятся вращение миксера с бетоном, работа ковша экскаватора, положение плуга/отвала и другие.
Датчик угла наклона может применяться для подсчёта контейнеров, собранных мусороуборочной машиной, количества подъёмов ковша экскаватора, стрелы подъёмного крана, отвала снегоуборочной машины.
В нашей практике их используем не так часто, и на это есть свои причины: уличное расположение датчиков, вандализм пользователей транспорта. Датчики существуют, есть опыт их установки и применения их данных в отчётных формах.
Существуют и более экзотические датчики, например, на генераторных установках сила тока. Они относятся к частным задачам. Вопрос в том, как воспользоваться данными с датчиков. В программном обеспечении «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС» есть такой документ, как «Параметры выработки транспортного средства и водителя». В нём может быть установлен параметр с любого датчика, данные с которого поступают, и задан алгоритм как будут фиксироваться именно эти данные. В отчётных формах вы будете получать уже обработанные значения. Например, время работы крана, или сколько раз он опускал/поднимал груз, выдвигал ли он стрелу. Целый набор данных, по которым можно действительно фиксировать реальную выработку того или иного механизма.

IoT в логистической отрасли применяется в направлениях:
В каких случаях обоснованно использование дополнительных датчиков в ГЛОНАСС мониторинге? Ответим на основе нашего опыта в 300 проектах по автоматизации транспортной логистики. Бюджетные трекеры с базовым функционалом обычно поддерживают 1 датчик, и какой именно подключить – зависит от задач мониторинга. Например, это может быть датчик уровня топлива (ДУТ) для контроля расхода топлива или датчик температуры для соблюдения условий перевозки груза. При комплексном мониторинге с отслеживанием многих параметров обычно используют профессиональные трекеры. Большинство данных можно получать через считывание данных с CAN-шины транспорта, однако для решения особых задач и контроля спецтехники нужно специальное оборудование.
1. Датчики уровня топлива (ДУТ)

После установки и настройки датчика подсчёт топлива отображается в программе. Отчёты показывают начальный объём топлива, заправки, сливы и период, в который были зафиксированы эти данные.
В чём основная разница в датчиках топлива? Исторически так сложилось, что используются проводные датчики, которыми прокладывается трасса, и данные с датчиков по проводам передаются в трекер. Эта схема работает достаточно хорошо, но у любого решения бывают свои минусы. Трасса прокладывается от трекера до топливного бака, а на грузовых автомобилях будет проходить в любом случае будет по внешней стороне, поэтому через какое-то время обычно возникают проблемы, связанные с наличием соли. Она попадает на датчик с дорожных покрытий и разъедает контакты. Несмотря на то, что современные производители снабжают уплотнениями и герметизируют эти соединения, проблема сохраняется.
Сейчас многие компании стали выпускать беспроводные датчики с передачей данных по Bluetooth. Они проще в установке, так как не требуют прокладки трассы, и намного легче в обслуживании, потому что нет проводов и гнить нечему. Минус в том, что для их работы требуется источник питания, который находится внутри этого датчика. Он имеет ограниченный срок службы, как правило около 5 лет. Кто-то из производителей допускает возможность его замены, кто-то нет. Скорее всего, после истечения срока службы источника питания датчик потребует замены.

2. Датчики температуры
Используются при доставке замороженных и свежих продуктов питания, медицинских препаратов и других грузов, чувствительных к температуре окружающей среды. Есть простые датчики за 1000-2000 рублей, есть более сложные решения.Датчик iQFreeze

Решение для контроля температурного режима при транспортировке скоропортящихся продуктов. Используется для отслеживания работы холодильной установки, и позволяет вовремя реагировать на нарушения температурных режимов.
Термоиндикатор ТИ-2

Обратите внимание, что для перевозки медпрепаратов и других товаров, связанных с медициной, требуется сертифицированные датчики с точностью измерения 0,5°С, с соответствующим сертификатом, и с возможностью подтверждения в соответствии с правилами регистрации их в Палате.
Если требуется контроль температуры при перевозке продуктов, есть датчики с не меньшей точностью, но без соответствующих сертификатов. При выборе оборудования нужно чётко понимать, для каких целей оно будет использоваться. Необходимо ли подтверждение, сертификат, нужна ли возможность распечатывания данных о перевозке непосредственно на месте сдачи продукции, или же достаточно иметь информацию в своей диспетчерской системе, и при необходимости этот отчёт получить, вывести и подтвердить для вашего заказчика.
3. Универсальные датчики
У датчиков уровня топлива и температуры одна конкретная функция. Универсальные датчики могут использоваться для решения различных задач. Мы рассказываем о них, потому что в наших проектах часто бывают вопросы от заказчиков, что ещё они хотят контролировать помимо местоположения самой техники.Датчик открытия двери

Датчик дискретного входа используется для контроля открытия двери (при подключении к дверному геркону), контроля положения механизмов (при подключении к концевому выключателю).
«Escort Net» - дистанционный беспроводной контроль техники и оборудования

Используется в проектах для сельского хозяйства. К примеру, к трактору может быть прицеплено обрабатывающее оборудование, и важно зафиксировать, что сегодня он работает с сеялкой, поливалкой, бороной или чем-то ещё. При наличии таких датчиков тип и наличие оборудования фиксируется в автоматическом режиме. Данные поступают в диспетчерскую в 1С, и на их основе строятся отчёты по выработке, площади обработанных полей тем или иным инструментом.
Это пример применения, реально может быть и другой функционал, который будет определяться задачами заказчиков. Если есть какие-то задачи, которые стандартными средствами не решаются, всегда можно посмотреть, какой из универсальных датчиков подойдет для ваших задач, и применить это решение для использования в системе автоматизации.

Устройство идентификации UHF RFID Reader

Для устройств дальнего действия бывают задачи контроля нахождения транспортного средства в погрузке у пандуса. В этом случае можно установить метку на борт автомобиля, и закрепить датчик на пандусе. Тем самым можно проконтролировать, как работают техника и сотрудники на погрузке, сколько времени занимает этот процесс.
Бесконтактный датчик приближения (УДП)

Датчик приближения предназначен для контроля работы дополнительного оборудования и исполнительных механизмов транспортных средств. Детектирует наличие металла в рабочей зоне. Одно и то же устройство можно применить для совсем разных решений.
4. «Экзотические» датчики

Датчик угла наклона может применяться для подсчёта контейнеров, собранных мусороуборочной машиной, количества подъёмов ковша экскаватора, стрелы подъёмного крана, отвала снегоуборочной машины.
В нашей практике их используем не так часто, и на это есть свои причины: уличное расположение датчиков, вандализм пользователей транспорта. Датчики существуют, есть опыт их установки и применения их данных в отчётных формах.
Существуют и более экзотические датчики, например, на генераторных установках сила тока. Они относятся к частным задачам. Вопрос в том, как воспользоваться данными с датчиков. В программном обеспечении «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС» есть такой документ, как «Параметры выработки транспортного средства и водителя». В нём может быть установлен параметр с любого датчика, данные с которого поступают, и задан алгоритм как будут фиксироваться именно эти данные. В отчётных формах вы будете получать уже обработанные значения. Например, время работы крана, или сколько раз он опускал/поднимал груз, выдвигал ли он стрелу. Целый набор данных, по которым можно действительно фиксировать реальную выработку того или иного механизма.

Заключение
Исходные данные мониторинга с датчиков поступают в ГЛОНАСС трекеры, с трекеров передаются в программное обеспечение (рабочее место диспетчера), и на их основе создаётся визуализация движения транспорта на карте, фиксируется план-факт перевозок и работы техники, строятся графики и отчёты, формируются документы (ведомость движения топлива, учёт выработки водителя и техники, заполняется электронный путевой лист). Эта система называется «Интернет вещей в логистике» и сейчас активно развивается.IoT в логистической отрасли применяется в направлениях:
- отслеживание транспорта
- управление автопарком
- контроль доступа к технике
- оптимизация планирования маршрутов
- контроль выдачи и сокращение расхода топлива
- обнаружение неисправностей
- контроль передвижений на территории производств
- повышение безопасности вождения
- управление запасами и прогнозирование поставок
- отслеживание отгрузки
- повышение производительности работы спецтехники
Если вам требуется консультация о возможностях цифровизации логистических процессов,
как можно использовать систему ГЛОНАСС спутникового мониторинга без абонентской платы
и систем комплексного управления автопарком от фирмы «АЙТОБ», обращайтесь:
тел.: +7 (495) 419-0842
e-mail: sale@itob.ru
1053
Подписка на рассылку
Узнавайте о событиях АЙТОБ первыми!
Присоединяйтесь к сообществу
Консультация
специалиста
специалиста

Консультация специалиста